Логистика и субсидии: ключевые проблемы экспорта леса в России
Два года санкций: российская лесная промышленность между молотом и наковальней
Итак, прошло уже два года с начала антироссийских санкций, и их последствия заметны во всех уголках экономики. Но, как всегда, под ударом оказываются не только крупные промышленные гиганты или нефтяные корпорации. Лесная промышленность – та самая, которую веками считали опорой экономики Севера и источником неисчерпаемых природных богатств – сегодня сталкивается с вызовами, к которым никто не был готов. Ограничения на экспорт, взлетевшие до небес транспортные расходы и постоянные изменения в логистических цепочках сделали работу лесопромышленников похожей на хождение по тонкому льду.
Казалось бы, в условиях санкционного давления внутренний рынок должен стать спасением для российского лесопромышленного комплекса. Однако проблема в том, что внутренняя емкость не безгранична. Рано или поздно внутренний спрос насытится, и если не будут найдены новые решения для выхода на внешние рынки, вся отрасль рискует погрязнуть в стагнации. Экспорт древесины, пеллет, пиломатериалов и прочей продукции ЛПК – это не просто один из вариантов развития, а жизненная необходимость для отрасли.
И вот, пока западные рынки становятся всё менее доступными, Азия, и в частности Китай, остаются одними из немногих направлений, где Россия может не просто удержаться, но и развиваться. Но и здесь всё далеко не так просто. Дорогостоящая логистика, непрозрачные процедуры получения государственных субсидий и острый дефицит инвестиций ставят под угрозу даже эти перспективы. Это реальность, с которой сталкиваются лесопромышленники сегодня.
Теперь давайте разберем, что же именно происходит в этом важном секторе экономики и какие шаги предпринимаются, чтобы сохранить его конкурентоспособность на мировом рынке.
Лес на экспорт: как транспортные издержки тормозят российскую промышленность
Ситуация в лесопромышленной отрасли Северо-Западного федерального округа (СЗФО) стала предметом пристального внимания. Неожиданно транспортные расходы стали едва ли не основным фактором, определяющим рентабельность экспорта пиломатериалов. На предприятиях региона транспортная доля в стоимости продукции, поставляемой за рубеж, превысила 40%. Как ни странно, сама по себе цена леса остаётся стабильной, а вот логистика буквально "съедает" маржу.
Экспорт или стагнация: внутренняя драма лесного сектора
Падение экспорта – на 30% в 2023 году – стало серьёзным вызовом для всей лесопромышленной отрасли. Положительный рост производства в ЛПК (лесопромышленном комплексе) за тот же период составил всего 1%, что едва ли компенсирует падение на внешних рынках. При этом значительная часть этого роста была вызвана увеличением внутреннего спроса. Это временная подушка безопасности, но как долго она сможет поддерживать отрасль?
"Мы не можем полагаться только на внутренние рынки. Они рано или поздно насытятся," – признаёт заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров. Уже к 2024-2025 годам необходимо будет пересмотреть подход к экспорту, чтобы не остаться на обочине глобальной экономики.
Транспортные ловушки: пеллеты как заложники логистики
Одной из самых пострадавших категорий экспортируемой продукции стали пеллеты – древесные гранулы. Их транспортировка в текущих условиях практически нерентабельна. К примеру, доставка архангельских пеллет в Южную Корею стоит $120 за тонну, при том что сама тонна пеллет стоит $110. Это значит, что производители работают в убыток, буквально теряя деньги на каждом контракте.
Но что дальше? Лесопромышленники призывают к сохранению транспортных субсидий, чтобы хотя бы компенсировать логистические расходы.
"Мы готовы работать по себестоимости, но без поддержки мы просто не выживем," – заявляет Владимир Буторин, глава крупного холдинга в Архангельской области.
Ловушки высоких ставок и «гонка на выживание»
Проблема субсидирования транспортных затрат обострилась в 2023 году. Получение государственной помощи стало похоже на конкурс в духе компьютерного файтинга – кто первым нажал на кнопку, тот и победил. В этом году в течение 65 секунд после старта все деньги были распределены, оставив многих участников рынка без столь необходимой помощи.
"Это унизительно для бизнеса," – говорят представители ЛПК,
рассказывая, как их специалисты готовили документы ночью, чтобы успеть к моменту открытия программы. Система не выдержала нагрузки, и многие компании не получили субсидии из-за технических сбоев.
В ответ правительство пообещало с третьего квартала 2024 года перейти к более справедливому распределению субсидий на основе заявок и экспортных планов, а не принципа «кто первый, тот и победил».
Китайский фактор: восточные горизонты экспорта
Одной из немногих позитивных новостей стал растущий интерес Китая к российскому лесу. Поднебесная не случайно выбрала Архангельск в качестве ключевого пункта для транспортировки грузов по Северному морскому пути и вглубь России. Китайские партнеры готовы давать большие скидки на обратные рейсы, чтобы не идти порожняком и перевозить российский лес.
Тем не менее, проблема остаётся в том, что на весах торговли "Китай – Поморье" пока перевешивают импортеры. Россия должна активнее работать над развитием обратных поставок, чтобы не терять этот важный рынок.
Ох уж этот утильсбор: и в лесу он головная боль!
Помимо транспортных проблем, лесопромышленники говорят о необходимости временной отмены утилизационного сбора на лесозаготовительную технику. Это позволило бы компаниям обновить свои производственные мощности, избегая чрезмерных расходов на импортное оборудование. В противном случае, дефицит техники может вызвать дальнейшие перебои в поставках сырья и снижение рентабельности готовой продукции по всей цепочке создания стоимости.
Государственная поддержка остаётся ключевым фактором для выживания лесопромышленного сектора в новых экономических условиях. Без субсидий и переработки экспортной стратегии отрасль рискует потерять свою конкурентоспособность на глобальной арене.
Без леса и без перспектив: Европа на грани дефицита
Итак, по прошествии двух лет санкционного давления можно уверенно сказать: без российского леса мировому рынку, особенно Европе, приходится, мягко говоря, нелегко. В стремлении отказаться от "всего российского" многие страны Запада слишком увлеклись самоограничениями, и теперь последствия такого решения становятся всё более ощутимыми. Пока европейские компании ищут замену российским пеллетам и пиломатериалам, цифры на рынках древесины продолжают расти, будто сговорившись показать, что санкции не только не устранили проблему, но сделали её почти неразрешимой.
Саркастично звучит тот факт, что именно страны, вводившие санкции с уверенностью в своей энергетической независимости, сейчас остались наедине с растущими затратами на отопление и дефицитом сырья для производства. Европейские аналитики с тревогой подсчитывают возможные убытки, в то время как российские лесопромышленники медленно, но верно перестраивают логистику на восточные рынки. Пеллеты отправляются в Китай, древесина — в Азию, а Европа, с присущей ей гордостью, продолжает избегать признания факта, что без российского леса её рынки сталкиваются с серьёзными проблемами.
Конечно, для европейцев есть альтернатива – дорогостоящие закупки древесины из Канады, США или Южной Америки. Однако их доставку и стоимость на фоне растущих транспортных расходов можно назвать, пожалуй, лишь "сладким" бонусом к уже существующему энергетическому кризису. Здесь можно только гадать, когда именно политика в Брюсселе пересечётся с экономической реальностью.
Тем временем Россия, имеющая одну из самых больших лесных баз в мире, по-прежнему остаётся ключевым игроком на этом рынке. Европа может сколько угодно пытаться игнорировать этот факт, но её выбор между "принципами" и экономической выгодой становится всё более очевидным. И кто знает, может быть, через несколько лет мы увидим, как страны ЕС снова с энтузиазмом начнут говорить о возобновлении поставок российского леса, уже не столь громко заявляя о своей независимости.
«Антиэкспорникам леса» посвящается
«Все лучшее уходит на экспорт?» А вы уверены, что это плохо?
«Вот! Все на экспорт! Все лучшее уходит за границу, а нам ничего не остаётся!» — знакомая фраза, правда? И каждый раз, когда это слышишь, хочется предложить отправиться на пару месяцев в Венесуэлу — страну с крупнейшими запасами нефти в мире. Нефть и нефтепродукты составляют 90% экспортных доходов страны, но живут там совсем не как в Арабских Эмиратах. Странно, правда? Может, дело не в экспорте, а в том, как страной управляют?
А если серьезно, давайте поговорим о том, почему экспорт — это основа современной экономики и, в нашем случае, ключ к развитию и стабильности. И да, к слову о Китае: сибирскую лиственницу они не покупают, потому что им дорого. Они берут что попроще, не выпендриваются, а потом превращают это в продукт, который втридорога продают нам и всему миру. Так что не стоит радоваться, когда вы думаете, что экспорт — это плохо. Без него экономику ждут серьёзные проблемы.
Экспорт: двигатель экономики и ключ к глобальному развитию
Экспорт — это основа любой экономики, особенно для страны с обширными природными ресурсами, как Россия. Внутренний рынок, даже в такой огромной стране, как наша, не способен потреблять всё, что мы производим. Мы просто не сможем использовать столько леса, нефти, газа и других ресурсов, которые у нас есть в избытке. Поэтому без экспорта предприятия начнут сокращать производство, что приведёт к тяжёлым последствиям для экономики и занятости.
1. Почему экспорт важен для любой страны?
Экспорт — это не просто способ избавиться от избытков продукции. Это комплексный процесс, который поддерживает всю экономическую систему. Продавая товары за границу, страна получает доступ к международным валютам, что позволяет ей приобретать те товары и технологии, которые она сама не производит. Это создаёт замкнутый цикл, который поддерживает жизнеспособность всей экономики.
Возьмём пример России и её лесной промышленности. Мы экспортируем сибирскую лиственницу не в Китай (как многие думают), а в такие страны, как Великобритания, Германия и Австрия. Эти три страны являются главными покупателями нашей древесины. Что это даёт? Это не просто деньги. Это рабочие места, развитие технологий и создание репутации российского леса как одного из лучших в мире. Без экспорта мы не могли бы конкурировать на мировом рынке, а предприятия, которые занимаются лесопереработкой, закрылись бы.
2. Что экспорт даёт стране?
Экспорт предоставляет стране возможность развивать инфраструктуру, науку, медицину и образование. Доходы, полученные от продажи за границу, могут быть использованы для инвестирования в будущее страны. Чем больше экспорт, тем больше возможностей для внутреннего роста.
Возьмём пример с деревообрабатывающими предприятиями в регионах России. В таких местах, как Архангельск или Вологда, лесопереработка — это не просто бизнес, это основа всей экономики. Компании, такие как «Илим Палп» или «Соликамскбумпром», не только обеспечивают рабочие места для тысяч людей, но и поддерживают местные бюджеты за счёт налогов. Если экспорт остановится, эти компании будут вынуждены сокращать производство, что приведёт к массовым увольнениям. Без работы останутся целые регионы, ведь для многих лес — это единственный источник дохода.
3. Миф о том, что можно обойтись без экспорта
Некоторые люди думают, что если мы перестанем экспортировать, то станем более независимыми и самодостаточными. Но это заблуждение. Даже такие экономические гиганты, как Китай и США, полностью зависят от экспорта. Китай, производя огромные объёмы товаров, не может их все потребить внутри страны. Многомиллиардные доходы Китая поступают именно за счёт экспорта, от товаров повседневного спроса до сложных технологических решений.
То же самое касается и США. Они экспортируют сельскохозяйственную продукцию, высокие технологии, автомобили, нефть и газ. Экспорт помогает американской экономике сохранять свою лидирующую позицию на мировой арене. Без экспорта производство бы сокращалось, рабочие места терялись бы, а уровень жизни снижался.
4. Что произойдёт без экспорта? Последствия для экономики
Представьте, что Россия прекращает экспортировать лес, нефть или газ. Что произойдёт? Заводы и предприятия начнут сокращать объёмы производства, потому что внутренний рынок не может поглотить все эти ресурсы. Это приведёт к массовым увольнениям, особенно в тех регионах, где лесопереработка или добыча нефти и газа — это основа экономики. Примером могут служить Архангельск и Вологда, где компании, такие как «Илим Палп», формируют основу местного бюджета и занятости.
Без экспорта произойдёт следующее:
- Рабочие места будут сокращаться, что вызовет рост безработицы.
- Доходы государства снизятся, что приведёт к уменьшению финансирования социальной и инфраструктурной сфер.
Если экспорт прекратится, крупные лесопромышленные гиганты, которые формируют основу лесной промышленности России, остановят свою деятельность. А это не только работа для тысяч людей в лесных регионах, таких как Архангельск и Вологда, но и цепочка поставок, которая поддерживает малый и средний бизнес. Дело в том, что крупные предприятия-экспортеры — это градообразующие заводы и арендаторы лесных ресурсов, которые играют ключевую роль в заготовке и переработке деловой древесины. Без их участия малые пилорамы и небольшие заводы просто не смогут вести полноценную заготовку леса, так как у них нет таких мощностей и логистических возможностей.
Когда крупные арендаторы лесных участков перестанут работать, лес перестанет заготовляться в нужных объёмах. Это вызовет дефицит древесины на внутреннем рынке. И вот тогда, вопреки распространённому мнению, цены не упадут, а начнут расти. Мелкие производители не смогут поддерживать стабильные поставки леса на рынок, так как большая часть древесины заготавливается именно крупными игроками. Малые предприятия будут вынуждены либо закупать лес по более высоким ценам, либо прекратить деятельность из-за нехватки сырья.
Таким образом, отсутствие экспорта приведёт к настоящему дефициту древесины, а с ним — к росту цен на все пиломатериалы. Цены на строительные материалы, мебель и бумагу начнут резко повышаться, поскольку предложение не сможет удовлетворить спрос. Это окажет серьёзное давление на строительную отрасль, которая зависит от стабильных поставок древесины, и на всех конечных потребителей — от крупных застройщиков до обычных граждан, строящих дачи и дома.
Кроме того, закрытие крупных лесозаготовительных предприятий повлечёт за собой цепную реакцию. Множество малых и средних предприятий, которые зависят от стабильных поставок древесины от крупных экспортеров, также закроются. Это приведёт к росту безработицы и сокращению доходов местных бюджетов, особенно в тех регионах, где лесная промышленность является основой экономики.
Таким образом, отсутствие экспорта не только разрушит цепочку поставок, но и спровоцирует кризис в самой отрасли, где крупные игроки не смогут поддерживать свою работу, а малые — продолжить существование без их поддержки.
5. Китай и глобальный экспорт: уроки для России
Китай — прекрасный пример того, как экспорт может стать основой экономического роста. Несмотря на огромные производственные мощности, Китай не может потреблять все произведённые товары внутри страны. Китайцы экспортируют огромное количество продукции в США, Европу, Африку и Латинскую Америку. Благодаря экспорту Китай поддерживает рост экономики, создаёт рабочие места и инвестирует в инфраструктурные проекты по всему миру.
И да, Китай не покупает сибирскую лиственницу — для них это слишком дорого. Они берут более дешёвые материалы, которые потом превращают в востребованные товары и продают их обратно нам по высоким ценам. Это прекрасный пример того, как важно не только производить, но и уметь правильно реализовать свой товар на международном рынке.
6. Примеры экспорта природных ресурсов
Россия — одна из крупнейших экспортёров природных ресурсов в мире. Мы экспортируем нефть, газ, древесину, пшеницу, калийные удобрения и многое другое. Без этих экспортных доходов наша экономика не смогла бы поддерживать текущие уровни развития и занятости.
Возьмём для примера Венесуэлу — страну, обладающую крупнейшими запасами нефти. Поступления от нефти составляют около 90% экспортных доходов страны. Но несмотря на это, Венесуэла не может похвастаться высоким уровнем жизни. Это пример того, что без эффективного управления и правильно организованного экспорта, даже страна с огромными ресурсами может оказаться в бедственном положении.
7. Зависимость Европы от российского леса, нефти и газа
Европа — один из крупнейших покупателей наших природных ресурсов. Несмотря на санкции, европейские страны продолжают нуждаться в российском лесе, нефти и газе. Финляндия, например, столкнулась с увольнениями тысяч работников лесопромышленной отрасли, когда российские поставки древесины сократились. Вологодские лесозаготовители приостановили поставки, что привело к остановке работы финских заводов.
А страны Прибалтики, такие как Латвия, Литва и Эстония, давно известны как перепродавцы российского леса. Они покупают у нас древесину по доступным ценам и продают её в Европу по значительно более высоким ценам. Даже сейчас, несмотря на все политические конфликты, этот рынок продолжает работать.
Послесловие Тимбер Эксперт
И пока в Великобритании строят университеты из нашего дерева, а фасады и интерьеры отделывают нашей сибирской лиственницей, мы здесь всё ещё не научились как правильно говорить: плАнкен или планкЕн?
Может, и ударение важное, но проблема, конечно, глубже. Уровень образования в области деревообработки в России оставляет желать лучшего. Почитайте наш «научно-юмористический, туристическо-лингвистический опус» о трудностях перевода и понимания слова "планкен". Может, пора прекратить эти споры и лучше сосредоточиться на развитии экспорта? Ведь, когда наши материалы становятся основой мировых архитектурных шедевров, это говорит о многом.
Так что, как видите, экспорт не просто важен — он необходим. И чем быстрее мы это поймём, тем успешнее будем на международной арене.
Деревообрабатывающее предприятие,
Тимбер Эксперт